По новым правилам техосмотра технический осмотр можно проходить в любом регионе страны. Можно выбирать удобный пункт техосмотра, например, там где сейчас находится транспортное средство. Регион при этом может не совпадать с местом жительства его владельца или местом регистрации транспортного средства.
Для прохождения ТО больше не нужна медицинская справка, полис ОСАГО и нотариально заверенная доверенность (если водитель не собственник).
До 30 июля 2012 года факт прохождения техосмотра подтверждался талоном технического осмотра, после талоны техосмотра упразднили и в настоящее время единственный документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям безопасности — это диагностическая карта. Однако выданные ранее (до 01 августа 2012 года) талоны техосмотра будут действительны до окончания срока их действия.
После проведения техосмотра вся информация о его результатах передается в единую базу – ЕАИСТО (Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра). К этой системе имеют доступ ГАИ, страховые компании и операторы техосмотра. ГАИ используют ее для расследования нарушений в области дорожного движения и ДТП, страховые компании – для проверки машины при заключении «ОСАГО» и осуществлении выплат, операторы техосмотра – отправляют в нее данные о техосмотре и выдают дубликаты диагностических карт (в случае, например, утери такой карты).
В целом, в новых правилах технического осмотра прослеживается тенденция к упрощению процедуры технического осмотра для автовладельцев, однако основные элементы, влияющие на безопасность транспортного средства, сохранены. Проверка проходит по 65 пунктам, все они перечислены в диагностической карте.
В том числе проверяются:
эффективность тормозов,
состояние элементов тормозной системы и рулевого управления,
содержание загрязняющих веществ в отработавших газах,
уровень шума двигателя,
исправность внешних световых приборов,
исправность стеклоочистителя и стеклоомывателя,
уровень тонировки,
состояние колес и шин,
укомплектованность огнетушителем и знаком аварийной остановки.
Согласно правилам, легковому автомобилю потребуется не более 30 минут на прохождение технического диагностирования (раньше время технического диагностирования составляло 42 минуты).
Диагностику автомобиля проводит технический эксперт, который работает у выбранного вами оператора ТО и имеет необходимую квалификацию. После осмотра эксперт принимает решение о выдаче диагностической карты, в которой содержится заключение о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности. Оператор техосмотра несёт полную ответственность за проведение техосмотра и будет обязан возместить ущерб за ДТП, которое произошло из-за технической неисправности, которую просмотрели их эксперты.
Если неполадок не обнаружено, машина считается допущенной к дорожному движению, в диагностической карте ставится соответствующая отметка и карта выдается автовладельцу. Возить ее с собой по ПДД водитель больше не обязан, но это касается только территории России – если Вы собрались заграницу, поинтересуйтесь требованиями «тамошнего» законодательства – в некоторых странах местные полицейские (и пограничники) требуют бумажную диагностическую карту. В таком случае не забудьте взять ее с собой. Кроме того, оригинал диагностической карты понадобится Вам и при оформлении страховки на машину, а также он поможет доказать что ваш автомобиль проходил техосмотр если вдруг в единой базе вашего «железного коня» не окажется. Но учтите, если диагностическую карту вам не выдали, а продали (по интернету, доставили домой без проверки машины) такая диагностическая карта ничего не подтверждает. И в Единой базе скорее всего ваша машина не появится, а это значит – проблемы с ГАИ и страховыми компаниями. Будьте внимательны при выборе оператора техосмотра и остерегайтесь мошенников.
Если же эксперт обнаружил те или иные неполадки, они вносятся в диагностическую карту и машина направляется на повторный осмотр.