Диагностическая карта — это документ, форма которого утверждена Правительством Российской Федерации (форма диагностической карты приведена в Приложении №3 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств). Он анне является защищенной полиграфической продукцией и, по сути своей, представляет двусторонний лист бумаги, в котором фиксируются сведения об операторе техосмотра, транспортном средстве и о результатах проведенного технического осмотра.
Форма диагностической карты едина для всех Операторов и транспортных средств – то есть не важно где вы проходите техосмотр – в Калининграде, Москве, Хабаровске или отдаленной от центра деревне, не важно приехали вы на техосмотр на мотоцикле, автомобиле или привезли на техосмотр прицеп –диагностическая карта всегда и везде должна быть одной и той же формы. Более того, и заполняться она должна одинаково, по единым правилам, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Так, в соответствии с правилами, слева вверху лицевой стороны диагностической карты должен быть указан регистрационный номер этой карты. В нем должно быть строго 15 цифр – ни больше, ни меньше. Если номера нет, или он состоит из другого количества цифр – это ошибка, диагностическая карта оформлена неправильно со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, есть и правила, алгоритм заполнения этого номера: первые пять цифр регистрационного номера – это номер Оператора техосмотра в Реестре операторов. По этому номеру можно проверить – действителен ли аттестат аккредитации оператора техосмотра, какой именно оператор аккредитован под этим номером, какой транспорт этот оператор вправе проверять, где у этого Оператора находятся официальные зарегистрированные пункты техосмотра, контактные данные Оператора и его руководителя, были ли зафиксированы за этим Оператором нарушения законодательства о техосмотре и т.п.То есть вся информация, необходимая для выбора надежного и легального Оператора техосмотра в реестре есть. Информацию из реестра любой автовладелец может получить в любое время и совершенно бесплатно, нужно просто зайти на сайт РСА (
www.autoins.ru), и открыть (загрузить) Реестр операторов техосмотра – всю информацию об Операторах техосмотра вы получите в одном файле. При этом, РСА обязан поддерживать этот реестр в актуальном состоянии – информация в нем постоянно обновляется и уточняется.
Справа от регистрационного номера указывается срок действия диагностической карты. Эта же дата выступает крайним сроком, для проведения очередного техосмотра, а если ваш авто техосмотр не прошел – эта дата является крайним сроком для проведения повторного техосмотра.
Следующее, на что следует обратить внимание в выданной Вам диагностической карте, это графы «Оператор технического осмотра» и «Пункт технического осмотра» - в этих графах указываются, соответственно, название Оператора, выдавшего диагностическую карту, и его юридический адрес, а также адрес пункта техосмотра, где техосмотр был проведен. Эту информацию также можно перепроверить по данным Реестра операторов техосмотра – все должно совпадать. Если же это не так, и данные в Реестре не совпадают с данными в диагностической карте – вероятно Вас пытаются обмануть.
Бывают случаи, когда автовладелец приехал к одному Оператору техосмотра, ему заплатил деньги, а в диагностической карте указан другой Оператор, или в регистрационном номере указан номер другого Оператора – обязательно проверяйте эти сведения, иначе рискуете быть обманутым.
То же относится и к графе «пункт технического осмотра» - в Реестре операторов на сайте РСА указываются адреса всех официальных пунктов техосмотра каждого Оператора. Технический осмотр может проводиться только на пунктах техосмотра: вне пункта техосмотра допускается проводить только техническое диагностирование – часть техосмотра, заключающаяся в процедуре непосредственного подтверждения соответствия транспортного средства требованиям безопасности. А собственно пункт техосмотра является недвижимостью, и не может передвигаться с места на место. Поэтому в диагностической карте может быть указан только один из тех адресов пунктов, которые указаны в Реестре Операторов техосмотра. Если в диагностической карте указан другой адрес – опять же, Вас, вероятно, пытаются обмануть.
Следом за перечисленными пунктами в диагностической карте указываются данные транспортного средства: марка и модель авто, гос.номер, идентификационный номер автомобиля (VIN), номер кузова и рамы, категория транспортного средства, год его изготовления и данные документов на авто. Их также стоит проверить – если вдруг где-то будет допущена ошибка, в единую систему техосмотра «уйдут» неверные данные, и все связанные с этим сложности лягут на Ваши плечи.
Далее идет раздел, который носит в основном общий ознакомительный характер – таблица, состоящая из 65 пунктов, каждый из которых привязан к одному из параметров авто, подлежащих проверке при проведении техосмотра. Правда не все они проверяются на каждом авто – все зависит от категории транспорта. Это не попустительство Операторов – то что не все параметры проверяются на транспорте той или иной категории прямо указано в Правилах проведения техосмотра, причем конкретно по каждому параметру отдельно сказано, когда он проверяется, а когда нет. Если какой-то параметр не проверяется, в таблице лицевой стороны диагностической карты он отмечается знаком «-». Поэтому стоит обратить внимание и на содержание таблицы – не вычеркнул ли Оператор лишних параметров из проверки. Если же по какому-то пункту провекри обнаружена неисправность, в таблице он будет обозначен знаком «х». И вот как раз для этих случаев предусмотрены первые два раздела оборотной стороны диагностической карты: «Результаты диагностирования» и «Невыполненные требования».
В данных разделах «расшифровываются» выявленные неисправности: что именно не работает и где именно. Причем, если в первом разделе («Результаты диагностирования») указываются только те неисправности, которые можно измерить (например, сила света, уровень тонировки, СО-СН и т.д.), то во втором разделе («Невыполненные требования») перечисляются все выявленные неисправности, и указываются ссылки на конкретные нормативы. Если же никаких нареканий техническое состояние транспорта не вызвало – эти графы остаются пустыми.
Графа «Примечание», которая следует за описанием неисправностей, служит для каких-то комментариев, например, что на авто установлен спец.сигнал, или что авто используется в качестве такси, для обучения вождению. Многие операторы используют это графу для указания номера единой базы техосмотра (ЕАИСТО), чтобы подтвердить отправку сведений о техосмотре в единую систему. Наличие этого номера не является обязательным, но, как говорится, и лишним не бывает.
Следом вновь идут данные автомобиля (масса, тип топлива, шины, пробег). Эти данные, по большому счету, являются больше статистическими, нежели характеризуют техническое состояние авто, но их тоже лучше проверить – особенно данные о пробеге авто. Бывали случаи, когда операторы ошибались, и ставили автомобилю больший пробег, чем был на самом деле, и потом у автовладельца возникали сложности при его продаже – покупатели подозревали его в «скручивании» спидометра.
После этих данных идет поле, в котором технический эксперт ставит итоговую отметку о результатах техосмотра – делает заключение возможна ли эксплуатация транспортного средства, или нет. Заполняется это графа «наоборот», то есть, если авто исправно, технический эксперт перечеркивает слово «невозможно», если же авто неисправно – зачеркивается слово «возможно», и в следующей графе перечисляются пункты, по которым выявлены неисправности и которые нужно проверить повторно.
Далее указывается дата проведения техосмотра, подпись технического эксперта, который проводил техосмотр, и печать Оператора – это также очень важные реквизиты документа, без них диагностическая карта недействительна и является никаким не документом, а простой бумажкой.
Оператор технического осмотра и эксперт несут полную ответственность за выдачу диагностической карты, а также за соблюдение иных требований, установленных федеральным законодательством.
Диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдаётся владельцу транспортного средства (или его представителю), другой хранится у оператора технического осмотра не менее 3 лет. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, в течение одних суток направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) и хранится в ней в течение 5 лет.
Важно отметить, что диагностическая карта «привязана» именно к транспортному средству, а не к его владельцу. Поэтому если Вы купили авто, а срок действия его предыдущей диагностической карты еще не истек – не переживайте, эта карта действительна и Вам не нужно никуда ехать и вносить в нее изменения. Об этом прямо сказано в статье 19 Федерального закона «О техосмотре…».
Если же Вы потеряли диагностическую карту (или случайно испортили ее) то всегда можете получит ее дубликат. Причем за дубликатом не обязательно ехать к тому Оператору, который проводил техосмотр – дубликат может выдать абсолютно любой Оператор техосмотра. Правда выдача дубликата не бесплатная услуга – стоит это 10% от стоимости техосмотра, то есть от двадцати девяти до ста с небольшим рублей – в зависимости от региона где Вы получаете дубликат. Также следует помнить, что, во-первых, Оператор, выдающий дубликат, не вправе вносить в него какие-либо изменения (например, изменить госномер автомобиля, если была проведена его перерегистрация, или исправить ошибку которую допустил Оператор, выдавший оригинал ДК), а во-вторых, дубликат выдается только если авто успешно прошел техосмотр и только в течение срока действия оригинала диагностической карты. Поэтому если вы придете за дубликатом диагностической карты спустя пять лет после техосмотра – Вам его выдать не смогут..
Диагностическую карту не нужно постоянно возить с собой в машине — инспектор ГИБДД не имеет права требовать её с автовладельца, но иногда ее наличие при себе позволит избежать лишних трат времени и сил (например, если по какой-то причине сведений о техосмотре Вашего автомобиля не оказалось в базе ЕАИСТО).
Диагностическая карта подтверждает допуск транспортного средства к участию в дорожном движении не только на территории Российской Федерации, но и за её пределами, в соответствии с международными договорами РФ.